В последний день июня по приглашению пресс-службы МЧС я отправился в НЦУКС. Под этим сокращением скрывается «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России. В этот центр в режиме реального времени стекается вся информация о происшествиях в нашей стране: где что горит, где произошло ДТП, где появились техногенные угрозы и все остальные неприятные ситуации. В регионах страны есть свои, региональные центры, которые следят за порядком на местах. А в задачи НЦУКС входит всегда держать руку на пульсе, и в случае катастрофы федерального значения специалисты центра вылетают на место происшествия, чтобы разрулить ситуацию.
-
Пресс-тур был приурочен ко дню рождения центра, который отмечается 1 июля. А история центра берет свое начало с конца 80-х годов, когда при штабе гражданской обороны (ГО) был создан специальный штаб по чрезвычайным ситуациям. После этого он проделал путь множества реорганизаций и модернизаций, и сейчас это единый ситуационный центр для всей России, который не имеет аналогов в мире. По крайней мере, так утверждают специалисты МЧС.
Что же, давайте заглянем в штаб «Большого брата?»
-
1. Центр работает круглосуточно. Это естественно. А начало нашего пресс-тура было назначено на 6 часов утра!
-
2. Рано утром немногочисленная группа журналистов собралась на улице Ватутина. Здесь и расположен национальный центр и целый комплекс зданий МЧС.
-
3. На экранах отображается текущая обстановка на нашей территории. Информация транслируется самая разная: что случилось, где случилось, сколько пострадало людей и сколько спаслось.
-
4. По состоянию на утро 30 июня произошло 480 ДТП, 18 водных происшествий, 321 пожар, обнаружено и уничтожено 14 взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны.
-
5. Ровно в 6:30 начинается совещание с замминистра. Ответственные за свои участки и направления докладывают, что происходит в стране, какие планы на сегодня, что предстоит сделать.
-
6. Особое внимание уделяется беженцам из Украины, которых надо разместить, накормить, обеспечить всем необходимым для жизни, предоставить помощь медиков и психологов.
-
7. А вот образец мониторинга за прошедшие сутки — где какие термические точки.
-
8. Какой-то Богом забытый — но не МЧС — поселок в Иркутской области. Где пожар, какова его сила и площадь, какие средства используются для тушения, сколько в поселке жителей, детей и т.д.
-
9. С авиационным подразделением обсуждаются полеты на сегодняшний день. Правда, значок самолета напоминает DC-10, а не Ил-76.
-
10. Наконец-то, святая святых — ситуационный зал оперативной смены.
-
11. Идет утреннее селекторное совещание с руководителями подразделений в регионах, также задействованы другие федеральные организации, такие как Авиалесохрана, например. Кстати, вы обращали внимание, что на уличных ТВ-экранах после одного нашумевшего случая поставили видеокамеры, которые снимают этот экран для контроля? Вот на дальней стене выводится изображение с этих камер.
-
12. Отдельное внимание уделяется метеопрогнозу. Учитывая его и тысячи других факторов, специальный отдел выдает свой прогноз по чрезвычайным ситуациям в России.
-
13. Прогноз по пожароопасным областям в России.
-
14. Любое ЧС берется на контроль. Даже обрыв проводов где-то в Еврейской Автономной Области не остается без внимания.
-
15. У многих сотрудников на отдельных экранах, ноутбуках и даже планшетах непрерывно идут новости. Каждый сотрудник вполглаза отслеживает поступающую информацию. Дело в том, что о 7-10% чрезвычайных ситуаций МЧС узнает из новостей. Например, о свае, пробившей вагон метро в 2006 году, они узнали от журналиста, который ехал в том составе. Корреспонденты, как рассказывают в пресс-службе, часто сами звонят своим знакомым сотрудникам МЧС и сообщают лично, мол, случилось то-то, мы выехали делать сюжет.
-
16. В ситуационном зале все операторы обязаны быть в наушниках. Также здесь нельзя появляться в гражданском – только в форме. График работы сутки-трое. В этих сутках предусмотрены перерывы на еду и сон. Аж целых три часа. Но это все возможно только в спокойном режиме работы. Если что-то случается, тут уже не до отдыха и еды. Центр гудит как потревоженный улей.
-
17. Оперативный дежурный — сердце и мозг ситуационного центра. Если все операторы довольно молодые люди, то дежурным назначается только опытный и уже давно работающий в системе сотрудник.
-
18. Почти все машины МЧС оборудованы системой ГЛОНАСС для определения своего местоположения и в реальном времени можно смотреть, где они находятся.
-
19. Новая смена заступает на суточное дежурство. Утреннее построение, уточнение задач, проверка знаний. Я сначала подумал, что показуха, но потом все, с кем я общался, сказали, что это обычная практика по утрам.
-
20. Инструктаж смены перед началом дежурства. Обратите внимание на значок инвалида. В центре работает несколько колясочников и для них создана безбарьерная среда.
-
21. Надеюсь, не секретная информация 🙂 Позывные формирований заслуживают отдельной фотографии.
-
22. Пост сдал, пост принял. Новая смена в течение получаса работает со старой.
-
23. После смены психологи МЧС рекомендуют задержаться в зале психологической разгрузки.
-
24. Отдельное совещание у министра МЧС по итогам дальневосточной экспедиции.
-
25. Проверяли готовность дамб, защитных укреплений и восстановительных работ.
-
26. Синяя стекляшка здания.
-
27. Машина связи с засекреченным оборудованием.
-
28. Автомобиль оперативной группы имеет все необходимые средства связи для работы в зоне ЧС. Он может быть автономным до трех суток.
-
29. Оперативная группа за работой. Справа – бронированный (!) ноут.
-
30. Вид на Москву с вертолетной площадки НЦУКС.
-
31. Жилой комплекс «Эдельвейс», кусочек Сити и Парк Победы.
-
32. Вершина архитектурного убожества — жилой комплекс «Кунцево».
-
33. Производит посадку реанимационный вертолет Bk-117. Разработан в конце 70-х годов фирмами Messerschmitt-B?lkow-Blohm и Kawasaki Heavy Industries. С 1992 года производится под торговой маркой Eurocopter EC145.
-
34. Вертолет базируется в Раменском. И каждый день летает на дежурство в Выхино. В Кунцево он прилетел из 15-й больницы, куда доставляли пострадавшего в ДТП.
-
35. В спокойное время авиация МЧС придерживается маршрутов, установленных для всей авиации. Но в случае необходимости для них включается зеленый свет на пролет над Москвой, над глиссадами аэропортов и над непосредственно зданиями аэровокзалов. Если надо – всех посадят на землю и будут держать там, пока авиация МЧС выполняет свою задачу.
-
36. Вертолет оснащен всем необходимым реанимационным комплектом.
-
37. Очень важно провести реанимационные мероприятия в первый час после происшествия. И вертолет позволяет начать необходимые действия на борту.
-
38. Специальные устройства для разрезания проводов. Стоят снизу и сверху кабины. По словам командира, пока, тьфу-тьфу-тьфу, не пригождались. А так, говорит он, на какие только клочки земли садиться не приходится.
-
39. Ну, а пока портрет на фоне симпатичного вертолета 🙂
-
40. А ситуационный центр продолжает свою работу — все должно быть под контролем!