С каждым годом все меньше производителей лыж публикует в каталогах подробную информацию о «начинке» лыж. Вроде бы логично: мало кто задумывается о том, что у лыжи внутри и как это влияет на качество катания, а главное — удовольствие от него. Но дело еще и в другом: при создании современных лыж используется такое число сочетаний различных материалов, что неспециалисту просто невозможно понять, что и как влияет на конструкцию лыж. Так что просто посмотрим, что у лыж внутри. У некоторых, между прочим, может даже «ничего не быть», как у уникальных швейцарских лыж ZAI Nessa.
Но это исключение из правил. Все ведущие производители горных лыж используют при производстве близкие технологии, одинаковые материалы и клеи. И в результате лыжи одной ценовой категории и назначения ведут себя идентично. Если с них убрать узнаваемую раскраску и логотипы, даже ощутить разницу непросто, а уж отличить конкретную лыжу по ее поведению от ряда других вряд ли сможет даже очень хороший специалист.
На самом деле, конструкций, если отрешиться от фраз типа «уникальная запатентованная технология», всего две: кэп и сэндвич.
Кэп – несущий п-образный профиль, внутри которого иногда находится деревянный сердечник, но чаще всего – пенная начинка. Благодаря дешевизне при крупносерийном производстве, конструкцию кэп + пена обычно применяют в простых лыжах, для начинающих и не слишком опытных лыжников.
Сэндвич – деревянный сердечник, сверху и снизу которого добавлены или не добавлены различные слои. Есть и комбинированные конструкции – сэндвич под ботинками и кэп в зонах носка и пятки, частично прикрывающий боковые стенки полу-кэп, торсионная коробка (сердечник обертывается слоями стеклоткани), монокок (кэп с объемным профилем, задающим требуемые характеристики), сэндвич с боковыми стенками, но это уже частные случаи или комбинация двух основных конструкций.
Поведение современных лыж зависит от каждой детали конструкции. Да, именно так: каждый элемент, каждый слой и каждая технология может сильно изменить характер лыж.
Взять, например, сердце лыжи — деревянный сердечник. Думаю, всем известно, что самый лучший паркет дубовый, потому что прочный. Но тяжелый. А пол из сосновой доски будет намного проще обрабатывать, он легче, но достаточно уронить на него молоток — и появится вмятина. Так и от древесины сердечника будет зависеть и вес лыжи, и прочность, и долговечность, и упругость, и цепкость кантов.
А поскольку требования разных лыжников к лыжам разные, и сердечники делают из различных сортов древесины. Причем доски берут не с ближайшей лесопилки, а делают из деревьев, растущих в сертифицированных лесах, чтобы стабильность характеристик была максимальной. Сорта древесины, которые используются для сердечников лыж это тополь, бук, дуб, ясень, пихта, сосна, ель, осина… В поисках наилучшего (у лыж для целины, например) сочетания качеств применяют и экзотические сорта дерева. Например, используется павловний или адамово дерево – легкая древесина с отличным соотношением вес/прочность.
Но сердечник делается не из цельной доски. Высушенные доски распиливают на тонкие листы, из которых затем склеивают слоеный пирог, причем он может состоять из различных сортов древесины. А затем полученный «пирог» распиливают снова, получая тонкие пластины с вертикальным набором тонких деревянных реек. Так что к разным сортам древесины уже на этом этапе добавляется клей, от характеристик которого тоже зависят рабочие качества лыж.
Да что клей – иногда в качестве материала для сердечника используется еще и трава, то есть бамбук, сердечники лыж делают даже из базальта. Ну а что: каменные топоры были, ножи из керамики уже прижились на кухне, почему бы не быть и лыжам из камня? Но все же дерево пока остается самым лучшим материалом: деревянный сердечник хорошо гасит вибрации и обеспечивает равномерный прогиб и упругость лыжи по всей длине. Пенные материалы такой способностью не обладают.
Это иллюстрация различных конструкций лыж коллекции только одного производителя. И так – у всех лыжных брендов. Есть и «сложносоставные» конструкции, которые применяются в тех случаях, когда необходимо снизить вращательный момент лыжи, то есть в моделях, на которых чаще прыгают, плавают в целине и летают – в парках или на естественных препятствиях. В таких моделях для снижения веса носка (а иногда и пятки) их конструкция делается сотовой.
По бокам от сердечника сегодня часто можно видеть боковые стенки – вертикальные или наклонные. У них сразу несколько функций, одной из основных является защита сердечника от повреждения при боковых ударах да и просто при катании. Боковые стенки появились в конструкции лыж не так давно – как реакция на карвинг и парковое катание, вызвавшие необходимость создания лыж, рассчитанных на повышенные нагрузки на канты. Помимо защиты, боковые стенки выполняют и еще одну роль: такой тип конструкции отличается более точной передачей усилий при закантовке.
На тему материалов и их влияния на характеристики лыж можно написать целую энциклопедию. А ведь достаточно немного изменить толщину слоя металла или направление плетения стекловолокна, и характер лыжи изменится. Так что лучше оставить это дело специалистам – ведь у каждого производителя есть свои секреты и свои технологические тонкости и правила. Ну а объемная конструкция на следующей фотографии — еще одно исключение из правил.
В более скоростных горных лыжах к стеклопластику или другим волокнам для увеличения жесткости лыжи добавляются один или два слоя металла, чаще всего титанала (сплава алюминия с небольшой добавкой титана). Ну а расположенные над кантами ленты из резины служат для снижения уровня вибраций и смягчения жестких ударов.
Вот мы и добрались до кантов. Их выпускают нескольких размеров. Обычные канты используются в самом большом числе моделей – практически во всех массово выпускаемых горных лыжах. В моделях FIS, предназначенных для соревнований высокого уровня, канты делают уже и тоньше обычных, чтобы сталь оказывала меньше влияния на продольную гибкость лыж. В моделях для проката используются канты толще и шире – лыжи с такими кантами выдерживают большее число заточки и шлифовки на машине. Наконец, в моделях для фриски часто используются более широкие канты – такие лыжи чаще точат со стороны боковых стенок.
Ну а под кантами, как известно, находится скользящая поверхность. Сейчас используется скользящая поверхность из полиэтилена, однако и она может быть разной. В недорогих моделях горных лыж используется экструдированный полиэтилен (то есть расплавленная масса прокатывается между валиками и выползает в виде ленты). Он довольно мягкий, но зато его легко ремонтировать, еще один плюс – он лучше скользит без дополнительной смазки, а значит и более удобен для большинства отдыхающих лыжников. Более прочный полиэтилен – спеченный из жестких гранул, sintered. В лыжах верхнего ценового уровня в спеченный полиэтилен добавляется графит, который увеличивает жесткость скользящей поверхности. Такая скользящая поверхность – Graphite Sintered Base, более скользкая, но она требует внимания, поскольку нуждается в более частой смазке.
Кстати: рисунок на скользящей поверхности – это специальная насечка, которая обеспечивает отсутствие прилипания лыж к влаге на снегу. Но это уже «совсем другая история»…
http://fishki.net/1392137-iz-chego-sdelany-gornye-lyzhi.html…