Человек скоро будет доживать только до 20 лет | Наука и техника

Нет комментариев

Проблему мутации бактерий обсудили на пресс-конференции на тему: «Антибиотикорезистентность как один из глобальных вызовов мировому сообществу XXI века». Врачи утверждают, что наступает доантибиотическая эра — то есть человечество возвращается к тому историческому периоду, когда антибиотики еще не были изобретены.

«Я напомню, что в Древнем Египте жили в среднем 22,5 года, — рассказала профессор, заведующая кафедрой поликлинической терапии №2 ЛФ Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, заслуженный врач России Ирина Чукаева. — В Древнем Риме — 24 года, в Средневековой Европе — 21 год».

Сегодня европейцы живут в среднем по 85 лет, однако с наступлением доантибиотической эры продолжительность их жизни снова сократится и составит 20 — максимум 30 лет. «Большая продолжительность жизни была достигнута благодаря антибиотикам, — отметила профессор. — Сейчас мы говорим, что наибольшая опасность — инсульты и инфаркты, но до них мы живем довольно долго».

К примеру, в Крымскую войну небоевые потери от дизентерии, тифа и других инфекций были в 2,5 раза выше, чем потери убитыми в бою. Антибиотики были изобретены в 20-х годах ХХ в. и стали широко применяться в 40-е. С тех пор, по словам медиков, началась «настоящая гонка вооружений». С 40-х по 60-е гг. было изобретено максимальное количество антибиотиков — около полусотни. Для сравнения: за последние 20 лет изобрели всего два антибиотика. Зато микробы начали активно мутировать и приспосабливаться.

«Микробам понадобилось время, чтобы понять, что их кто-то начал убивать. Любое существо борется за свое существование», — констатировал профессор кафедры госпитальной терапии №2 Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Сергей Яковлев.

В борьбе за существование у микробов есть все шансы победить человечество. Тем более что человечество пока еще не осознало весь ужас своего положения. «С изобретением пенициллина человечество решило, что микробы побеждены навсегда. Нет сомнений, что антибиотики — это величайшее достижение человечества. Но теперь мы стоим на грани катастрофы», — предупредил Яковлев.

Первые микробы, устойчивые к антибиотикам, стали появляться еще в 50-е гг. ХХ в., но примерно 10 — 15 лет назад антибиотикорезистентность стала носить массовый характер. «Устойчивые формы микробов начали выявлять во всех регионах мира, во всех средах — в водоемах, в почве, в разных учреждениях, школах, больницах и так далее, то есть наступила эра глобализации антибиотикорезистенции», — отметил профессор.

Распространению устойчивых форм способствует быстрое передвижение населения — сегодня вы в Москве, а завтра уже в Париже вместе со своими мутировавшими микробами. На сегодня существуют две самые «горячие точки» — Индия и Греция. Именно в этих странах размножается наибольшее количество устойчивых бактерий. Эти же страны являются и мировыми лидерами по их экспорту.

«Если вы посещаете эти страны, то возвращаетесь с устойчивыми микробами и начинаете их распространять», — рассказал Сергей Яковлев. Таким образом, немалый вклад в распространение трудноизлечимых простуд и прочих инфекций вносят наши безобидные, на первый взгляд, туристы.

Внутри страны самым опасным очагом и инкубатором устойчивых инфекций являются больницы. Аналогичная картина наблюдается и в развитых странах — согласно статистике ЕС, устойчивость одной из самых распространенных внутрибольничных инфекций — кишечной — с 2006-го по 2012 г. выросла с 1% до 5%, то есть каждая 20-я кишечная инфекция уже не лечится.

Еще больше выросла устойчивость клебсиеллы (разновидность бактерий, которые вызывают менингит, пневмонию и т.д.) — с 1% до 12%, устойчивость ацинетобактерий (сепсис, эндокардит и т.д.) — и вовсе с 2% до 70%.

«То есть сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда эти инфекции нечем лечить, — пояснил Яковлев. — По статистике, каждый 12-й пациент, попадая в России в больницу, заболевает внутрибольничной инфекцией». По устойчивой форме туберкулеза мы уже выбились в число лидирующих стран европейского региона и заняли пятое место после Азербайджана, Молдавии, Таджикистана и Украины.

Врачи опасаются: есть вероятность, что человечеству не удастся изобрести больше ни одного антибиотика нового класса. Это может привести к вымиранию большей части народонаселения планеты, ведь антибиотики уничтожают чувствительные микробы, в результате микробы-мутанты получают селективное преимущество. Пища в организме человека у них остается та же самая, и они начинают стремительно размножаться, чтобы занять место уничтоженных чувствительных.

Можно было бы еще смириться, если бы человечество антибиотиками только лечилось — но вместо этого использование антибиотиков принимает колоссальные и неоправданные масштабы. А вместе с масштабами растет и количество микробов-мутантов.

Антибиотики используются везде — в ветеринарии, в агроиндустрии. Вы съели курицу или свиную котлету, а курица или свинья была скороспелой, причем скороспелость достигается за счет кормления теми же антибиотиками. «Значит, вы ее съели с антибиотиками. Необходим госконтроль при выращивании животных и птиц. Но в России никто этим толком не занимается. В результате мы теряем последние эффективные антибиотики», — подытожил эксперт.

По словам профессора, заведующего Научно-исследовательского центра Смоленской государственной медицинской академии Владимира Рафальского, мутируют не только микробы, но и сам человеческий организм. Так, исследования в США показали побочные эффекты от применения антибиотиков, которых не было зафиксировано в более ранние годы — начиная от печеночной недостаточности и заканчивая отслоением сетчатки глаза и слепоты.

Таким образом, «проблема становится стратегической», но спасти ситуацию вряд ли получится, полагают эксперты.

По материалам http://

megabitov.net

/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *