В последнее время тюремная романтика канула в лету, но еще пару десятков лет назад заключенный должен был ответить за каждую каплю чернил, которая появлялась на его коже. Предлагаем окунуться в мрачную часть истории нашего государства и изучить алфавит толкований зоновских наколок времен СССР и постсоветской России.
Воровской мир России всегда был Антисистемой по отношению к государству, т.е. нечто бОльшим, чем просто криминальное сообщество. А иерархия и «устои» в этой Антисистеме определялись наколками.
Никто до сих пор не может точно ответить, что послужило основанием для образования воровского мира, фактически параллельной системы власти. Кроме России такое сообщество в виде института есть лишь ещё в двух странах мира – ЮАР и Папуа–Новой Гвинее. Все три страны объединяет одно: криминальная иерархия в них сложилась как ответ на колониальное «закручивание гаек» (в случае с Россией – на установление прусской бюрократической системы в XVIII веке).
Лингвисты вам расскажут, что основой для блатного жаргона, фени, стал язык офеней – мелких торговцев. Собственные языки в России при власти ранних Романовых имели и профессиональные сообщества, и нищие, и воры. Язык Офеней — язык профессионального сообщества бродячих торговцев. Артели бродячих торговцев представляли собой нечто среднее между группой коммивояжеров и бандой мошенников.
Тайный язык позволял торговцам обсуждать способы обмана покупателей прямо в их присутствии. В конце восемнадцатого века академик Паллас, составивший «Сравнительный словарь всех языков и наречий», включил туда «суздальские» слова (так иногда называли язык офеней).
Всерьез на язык торговцев МВД обратило внимание в 1853 году. Тогда был создан Особый секретный комитет, занимавшийся делами о старообрядцах. Членам этого комитета пришло в голову, что офени не столько торгуют, сколько выступают в роли старообрядческих агитаторов.
Действительно, у офеней со старообрядцами было много общих дел. Бродячие торговцы забирались в довольно глухие места и нередко вместо денег брали за свой товар старинные книги и иконы, которые затем продавали староверам.
В конце XIX века в феню влился идиш – язык ещё одной угнетённой Антисистемы того времени, евреев. Старообрядцы и евреи – вот основа ранней воровской иерархии.
Криминальный мир принял Октябрьскую Революцию. Да и почему не принять, если она освободила их наряду с другими угнетёнными. При этом в начале XX века политические и уголовные заключённые нередко составляли единое цело – «Революция не делается в белых перчатках».
Иосиф Гамбург, один из знаменитых боевиков РСДРП. О его отсидке в царской тюрьме есть такие строки:
«Дружба Гамбурга и Фрунзе закрепилась в Александровском централе, куда их перевели в августе 1914 года. Политических поместили вместе с уголовниками. Барак был плотно набит арестантами, но клопов в нём было раза в три больше. Клопы делили пищу, люди — места. Стычки вспыхивали постоянно.
Кто-то из урок ткнул в бок Гамбурга: «Пошёл к параше, жидяра!» Иосиф, боевик, осуждённый за баррикадные бои, не остался в долгу, и многие потянулись за заточками. Назревала поножовщина. Фрунзе спрыгнул с нар и крикнул уголовникам: «Затеете драку — измордуем, костей не соберёте. Запомните эти слова!» Прозвучало довольно внушительно. Урки замолчали, и с тех пор ссоры стали редкостью, а нового «авторитета» выбрали старостой: все поняли, что интересы зэков перед администрацией никто не сможет защитить так, как этот человек».
Из этой же серии был знаменитый командир Котовский и ещё десятки «пламенных борцов». Даже один из самых почитаемых воров в законе, Мишка Япончик (Моисей Винницкий) с радостью устанавливал Революцию.
В 1908-м он получил 12 лет как политизаключённый – за налёты на магазины и банки, т.н. за экспроприацию. Япончик придерживался взглядов анархистов, был членом их организации «Молодая воля».
В 1917-м вышел из тюрьмы по амнистии Временного правительства, уже в звании «Ивана» – так тогда называли «законников». Считается, что Япончик первым стал называть себя «вором в законе», но, вопреки устоявшемуся мнению, «вор в законе» не прижилось в криминальной среде (а лишь у милиции), себя эти люди до недавнего времени называли «свояк».
Ну а дальше Япончик сколотил «Еврейскую дружину», она вместе с большевиками, эсерами и анархистами громила сначала украинских самостийников, французских интервентов, белых. Мишка Винницкий дорос до красного командира бронепоезда, но и первое ремесло своё не бросал – продолжал с бригадой грабить богатеев.
Опять же вопреки расхожему мнению, евреи не превалировали в криминальной иерархии СССР. В своих мемуарах один из авторитетов, а позже знатный артельщик-золотодобытчик Вадим Туманов описывает «воров» в начале 50-х в лагерях Колымы и В.Сибири. В книге он упоминает имена-фамилии 50-60 воров в законе. Среди них почти все – русские. 5-6 человек – евреев, ещё 5-6 – татары плюс армяне. Ни одного грузина среди воров упомянуто не было.
Зато среди верхушки колымского ГУЛАГа было очень много грузинов (средний и нижний состав – преобладание украинцев; а самыми жестокими считались русские из Костромской и Вологодской области – низовая вохра). Туманов даже приводит биографию одного такого грузина – отличавшегося особой жестокостью (в т.ч. и убийствами), начальника штрафных лагерей Заала Георгиевича Мачабели. После ликвидации ГУЛАГа он стал… заместителем директора Академии художеств Грузии (в 60-х Туманов даже навестил его в Тбилиси), умер в 80-х, окружённый почестями, в т.ч. и творческой грузинской элиты. И биографии остальных грузинов-палачей схожи: в 60-х пошли по культурной и хозяйственной части.
Зато у русских начальников ГУЛАГа почти однотипные судьбы: с конца 50-х они заполняют должности начальников отделов кадров – институтов, заводов, пароходств, республиканских министерств, и т.д. (наверняка люди старше 50-ти могут вспомнить из своей жизни таких начальников отделов кадров). Правда, Туманов упоминает ещё 2-х русских начальников колымских лагерей, полковников, что возглавили не HR, а мясокомбинаты (в частности, в Новосибирске).
Так вот. Если в 50-х среди воров в законе не было вовсе грузинов (или было очень-очень мало), то позже и вплоть до наших дней они почти полностью заполонили воровскую систему (сейчас их 60-70% среди всех воров). И на ум приходит только одно объяснение: грузины – отставники ГУЛАГа и породили такую метаморфозу, т.е. влиятельная грузинская группировка МГБ всё равно осталась у власти через воров – своих представителей. Этакий «криминальный Сталин жив».
Но грузины не первыми стали размывать «старый, добрый» российский криминальный мир, а т.н. «ссученные», по зову Сталина перешедшие в 1942-м на другую сторону, т.е. отринув воровские традиции.
Значительную часть мемуаров Туманов (кстати, редкий случай в отечественной литературе: взгляд на ГУЛАГне глазами политзэка, как мы привыкли, а урки) занимает описание знаменитой криминальной войны – ссучившихся с ворами. Она началась в 1947-м и закончилась только в конце 50-х. Но и после ГУЛАГа воры находили лидеров «сук», и жестоко их убивали. Кстати, страшным мучениям уже в мирной жизни, в конце 50-х – 60-х годах воры подвергали и особо жестокое ГУЛАГовское начальство.
Вот одно из его описаний банд ссучившихся:
«Одной из самых беспощадных слыла команда Васьки Пивоварова, созданная в Караганде из отпетых угловников, провинившихся перед преступным миром и не имевших другого шанса выжить, кроме как вместе с лагерным начальством сломать хребет законному воровскому сообществу.
Пивоваров сам был вором и попал в штрафбат. Повоевав и снова попав в тюрьму, пошёл в услужение чекистам. В его команде также были уголовники-фронтовики, в основном со сроками 25 лет.
Цель поездки таких бригад по лагерям состояла в демонстрации силы сучьей власти и в окончательном, любыми средствами, подавлении авторитета воров. Не политические, а именно честные воры выступали организаторами противостояния, и держали в напряжении Систему.
Группа Пивоварова уже прошла Воркуту, Норильск, Ангарск, Китой и теперь пришла на Колыму, оставляя после себя сотни трупов».
Далее он описывает войну воров и ссучившихся на Колыме – снова с сотнями трупов, сожжением бараков и даже их взрывом аммонитом (так, при взрыве одного барака погибло более 70 ссучившихся). Кстати, к середине 50-х остались только три точки в ГУЛАГе, где ссучившиеся не смогли взять власть: Колыма, Норильск и Воркута.
Ваську Пивоварова, кстати, и убили на Колыме: «Жизнь его закончилась на Индигирке в лагере при прииске «Ольчан». Он с надзирателем зайдёт к ворам в БУР. Вор Колька Цыган, отлично умеющий бить в сонную артерию, прыгнет с верхних нар и ударит его в шею заточкой».
А вот, например, как в конце 50-х воры расправились с одним из самых лютых лагерных чиновников – неким Романовым: «Три вора поймали его в Артеке. Ему перерезали сухожилия на руках и ногах и вдобавок изнасиловали».
К 1980-м эта Антисистема была почти размыта. Что она из себя представляла во времена расцвета, в середине 1980-х поведал один из «знаменитых» воров в законе Вася-Бриллиант (Бабушкин Василий Степанович) — последний вор «нэпманской закалки», из тех, кто формировал кодекс воровских правил. Бриллиант 44 года провёл в пересылках, тюрьмах и лагерях. За всю жизнь он ни дня не проработал на государство. До войны был смотрящим в нескольких зонах на Урале и Сахалине.
В 1954 году по решению сходки убил трёх ссученных воров. Последние годы Бриллианта содержали в камере-одиночке и тщательно скрывали его местонахождение. 30 января 1986 года, когда Вася Бриллиант сидел в Соликамской ИТК-6 («Белый Лебедь») с ним встретился один из сотрудников центрального аппарата МВД. Из этой встречи цитируют фразу Бриллианта:
«
Не списывайте все преступления на воров и не делайте из них козлов отпущения. Мы несём свои крест чистоты воровской жизни. Она чище, чем вся ваша государственная конюшня. Сегодня вы нас в петлю толкаете, а завтра, когда мы уйдем, удавка затянется на вашей шее.
Братва должна понять, что нам грозит разложение, нас хотят натравить друг на друга. Откуда этот ветер дует? Похоже, с Запада. Видно, опасаются нашей идейной сплоченности и хотели бы нас разобщить. Сиволапые (антисоветчики) топтали зоны, потом двинули за кордон. А там сообщили, что значит в России сила нашего братства.
Я встречался с Буковским на централе во Владимире. Он хотел тогда втянуть братву в политику, чтобы преступный мир поддержал диссидентов. Но у нас нет хозяев, а у них у всех хозяева на Западе. Наша позиция пришлась не по вкусу политическим. И теперь для них преступный мир, как и Россия, словно кость в горле
».
После этой встречи оперативником Бриллиант прожил два месяца. Предполагают, что его задушил в камере наёмный убийца.
Ну а последний удар по воровскому миру (после ссучившихся и грузинов) нанесли чеченцы. Об этом подробно пишет в своей книге «Русская мафия» Владимир Мальсагов – о становлении чеченских ОПГ и вообще Ичкерии. Автор отмотал 10 лет в лагерях, там же на зоне сидел с основными главарями чеченцев, что впоследствии стали лидерами Ичкерии и организованной преступности.
Главная мысль книги: ещё в 70-е КГБ кооптировали в свои ряды чеченцев. Многие чеченские авторитеты даже офицерские звания КГБ-ФСБ имели. Вся т.н. организованная преступность не только находилась под контролем спецслужб, но и управлялась ими. Интересно, что одни из главных чеченских криминальных авторитетов – Хан Нухаев и Руслан Атлангериев носят криминальные клички Гитлер и Ленин соответственно.
Ну а
тюремные наколки
остались последним осколком воровского мира. По старой привычке зеки, даже не принадлежащие к воровской иерархии, всё равно «рисуют» на себе опознавательные знаки. Далее фотографии «классических» воровских наколок, перемежеванные с некоторыми аббревиатурами, до сих принятыми в этом мире (и накалываемыми на тело как «объяснительная»).
АГМД – Адольф Гитлер – мой друг. АЛЛЮР – анархию люблю любовью юной – радостно. АРБАТ – а Россия была, а теперь?
БЛИЦС – береги любовь и цени свободу. БОГ – бог отпустит грехи; был осужден государством; боюсь остаться голодным; буду опять грабить; будь осторожен, грабитель; бойтесь огня, гады. БОМЖИЗ – богом охраняемый, молитвой живущий и замордованный. БОНС – был осужден народным судом.
ВОЛК — вот она, любовь какая; вору одышка (отдышка) – лягавым крышка; волю любит колонист. ВОСК – воля ослабнет – скоро конец; вот она, свобода, колонисты. ВУЗ – вечный узник зоны; веселым умру зэком.
ГОРН – государство обрекло (в) рабы навеки. ГУСИ – где увижу, сразу изнасилую. ГУТОЛИСТ – губы устали твердить о любви и сильной тоске.
ДЕРПН – деру, е…, режу партийных нахлебников. ДЖОН – дома ждут одни несчастья. ДЖОНКА – дома ждут одни несчастья – капризы алкаша. ДНО – дайте немного отдохнуть, дайте нам отдышаться.
ЕВРОПА — если вор работает – он падший арестант. ЕЛКА – его (ее) ласки кажутся ароматом, если любовь коварна – атас. ЖЕРН – жизнь есть рабская неволя.
ЖНПСМ – живу на помойке, спаси меня. ЖУР! – живи, уркаган, роскошно!
ЗВОНОК – знай воров – они научат очень круто. ЗЛО – зэк любит отдыхать, завет любимого отца; знала любовь однажды, за все легавым отомщу. ЗУБ! – здорово, урки-блатари! ЗУБР – злые урки берегут рабов.
КОТ – коренной обитатель тюрьмы; как одной трудно; кто отогреет тоску. КУБА – когда уходишь – боль адская. ЛЕБЕДУН – любить ее буду, если даже уйдет навсегда. ЛИР – любовь и разлука, люблю и режу. ЛСД – любовь стоит дорого. ЛСКЧВ – люби свободу, как чайка воду. ЛУЧ – любимый ушел человек.
МАГ – мой Адольф Гитлер. МИР – меня исправит расстрел. МОРС – мы опять расстаемся счастливыми. НЕБО – не (грусти), если будешь одна. НИЛ – нельзя изменять любимым. НИНА – не (была) и не (буду) активисткой.
ПАПА – п…ц активистам, привет анархистам. ПВА – презираю ваш актив. ПВРС – пусть вкалывают рабы Совдепии. ПИВО – прости и вернись обратно.
ПИНГВИН – прости и не грусти, виноватого искать не надо. ПИПЛ – первая и последняя любовь. ПОСТ — прости, отец, судьба такая.
ПРАВИЛА – правительство решило арестовать всех и лишить амнистии.
РИТМ – радость и тоска моя. РОКЗИСМ – Россия облита кровью зэков и слезами матерей. РОСТ — рано остался сиротой тирана, радость одна – стрелять тиранов.
САПЕР – счастлив арестант – после его расстрела. СЛОН – с любимым одним навеки; смерть легавым от ножа, с (малых) лет одни несчастья, сердце любит одну навеки, суки любят одно начальство. СОС (505) – спасите от суда; спасаюсь от сук; спасаюсь от сифилиса; суки отняли свободу; спаси, отец, сына. СС (55) – сохранил совесть. СЭР – свобода – это рай.
ТИГР – тюрьма – игрушка; тебя, изменницу, готов разорвать; товарищи, идем грабить ресторан. ТУЗ – тюрьма у нас забава; тюрьма учит закону; тюрьма уже знакома; тюремный узник. ТУМР – тайга укроет меня, родная.
ХЛЕБ – хранить любовь единственную буду. Христос лелеет бедолаг. ХРИСТОС? – хочешь, радости и слезы тебе отдам, слышишь?
ША! – шали, арестант! ШАМПАНСКОЕ? – шутка, а может, просто адская насмешка, скажи, как оценить ее? ШПДЗМ! – шали, пацан, да знай меру?
ЭХО! – Эрот, хочу отдаться! эх, хорошо (бы) обожраться! этого хватит одной!
ЮДА – юный друг Адольфа.
ЯБЛОКО – я буду любить одного, как обещала. ЯРМО – я рождена мучиться одна. ЯСССССВД – я съел свою совесть с соплями в детстве. ЯХТА – я хочу тебя, ангелочек.
Кроме России, в мире существует ещё одна страна с воровской иерархией («понятиями») – Папуа – Новая Гвинея. Банды в этой стране называются raskol, что в переводе с пиджин-инглиша значит «вор».
Столица страны Порт-Морсби считается самым криминальным городом мира – и фактически власть в ней принадлежит «ворам». При этом в ПНГ, управляемой английской королевой, построена демократия. Есть даже партия «Единая Папуа – Новая Гвинея».
Наряду с Россией криминальная иерархия и её графическое отражение существует ещё в нескольких архаических странах. К примеру, среди негров ЮАР – членов преступных сообществ – татуировки также обозначают их статус и «рассказывают» о жизни и кредо их носителей.