Экскава́тор
(от
лат.
excavo
— «долблю») — основной тип землеройных
машин
оснащённых
ковшом
. Основным назначением является разработка и извлечения мягких (
земля
,
песок
и др.) и жёстких (
железная руда
,
гранит
и пр.)
горных пород
в
карьере
при
вскрыше
, или добыче ископаемых руд. Экскаватор также применяется при рытье
котлованов
на стройках, или
отвалах
. Конструктивно экскаваторы состоят из рабочего, ходового и силового оборудования. Рабочее место экскаватора называют —
забоем
.
Содержание
|
Классификация экскаваторов
По типу ходовой
- Гусеничные экскаваторы
- Шагающие
- Пневмоколесные
- Рельсовые
- Плавающие
По принципу работы
-
Экскаваторы циклического действия (
одноковшовый экскаватор
(в направлении зуба ковша экскаватора), рабочее оборудование:
драглайн
, прямая лопата, обратная лопата, грейфер) -
Экскаваторы непрерывного действия (
многоковшовый
, роторный, фрезерный) -
Экскаваторы-погрузчики (
погрузчики
— cамая универсальная землеройная машина, являющая собой две строительные машины в одной)
По эксплуатационному предназначению
- Карьерные
- Вскрышные
- Строительные
- Добывающие
По силовому оборудованию
- Электрические
- Дизельные
- Гидравлические
- Комбинированные
История
Официально идея создания землеройной машины принадлежит
Леонардо да Винчи
, он ещё в начале XVI века разработал схему прототипа современного экскаватора-драглайна. Известен набросок чертежа грейфера для землечерпалки, созданный да Винчи в 1500 году, позднее Леонардо принимал участие в прокладке каналов в Миланской долине при помощи своего изобретения. Но есть свидетельства того, что ранее, в 1420 году, в венецианском издании «Кодекс Джованни Фонтана» был опубликован текст с упоминанием землеройной машины, использовавшейся для углубления дна каналов и расширения морских гаваней.
Ещё некоторое время
Италия
, а именно
Венеция
, активно развивала экскаваторное дело — машины были необходимы для очистки венецианских каналов. Далее изобретение развивали во Франции и Америке.
Активное строительство железнодорожных полотен в 30-х годах XIX века и нехватка рабочих сподвигла американца Отиса в 1832—1836 годах изобрести первый одноковшовый экскаватор. Позднее появились многоковшовые экскаваторы, или
абзетцеры
, которые имели огромные размеры и передвигались по рельсам, выкапывая желобы породы. С ними работало множество специальных машин, среди которых заметен путепередвигатель, передвигавший многочисленные рельсы экскаватора.
В Советском Союзе с начала 1960 годов на добыче фосфоритов в
Лопатинском руднике
работало три абзетцера, два из которых немецкого производства (Bukau ES-400-20/8, Takraf Ers 710). На данный момент все три машины не функционируют и проданы на утилизацию, в руднике работает лишь один маленький абзетцер (ЭШ-11/70), добывающий фосфориты в ограниченных количествах.
Изображения
-
Одноковшовый экскаватор
(обратная лопата)