Ледоко́л
— самоходное специализированное
судно
, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.
Существует два способа преодоления ледяных препятствий. А именно: путём разрезания льда острым и подкреплённым форштевнем с последующей раздвижкой образовавшейся полыньи, либо путём продавливания льда весом судна с расколом льда. Это различие непосредственно подтверждается формой корпуса и находит своё отражение в исторически закреплённом разделении судов ледового плавания на
ледоколы
и
ледорезы
. Последний из этих терминов широко применялся во время интенсивного освоения
Северного морского пути
в начале ХХ века
[1]
Содержание
|
История ледоколов
Колесный пароход «City Ice Boat No. 1» на реке
Делавэр
В
1837 году
в
Филадельфии
(США) был построен деревянный колесный пароход «City Ice Boat No. 1», предназначенный для колки льда в гавани.
Первым в мире ледокольным судном современного типа стал построенный в
1864 году
российский буксирный пароход «
Пайлот
»
[2]
. Он представлял собой портовый буксир с переделанной по типу
поморской лодки
носовой частью, позволявшей ломать лед собственным весом.
Во время холодной зимы 1870/1871 годов власти
Гамбурга
купили чертежи «Пайлот» и построили ледокол «Айсбрехер-1» (
нем.
Eisbrecher I
буквально — «разрушитель льда»).
Позже появились и другие суда подобного типа. Речной «
Саратовский ледокол
» построен в
1896 году
английской фирмой Армстронг по заказу
Рязано-Уральской железной дороги
для обеспечения действия переправы через
Волгу
у
Саратова
. Той же фирмой были построены для России ледоколы «
Байкал
» (
1899
) и «
Ангара
» (
1900
) для обеспечения работы железнодорожной переправы через
Байкал
.
Первым в мире арктическим ледоколом стал построенный на верфи
Armstrong Whitworth
«Ермак»
(
1898 год
— эксплуатировался Балтийским флотом до
1964 года
). В
1917 году
был построен «Святогор» (с
1927 года
носит имя «
Красин
», в
1942 году
в составе
конвоя PQ-15
«Красин» прошёл из исландского порта
Рейкьявик
в
Мурманск
, эксплуатировался Северным морским пароходством и Мурманским морским пароходством).
Балтийский завод
(Санкт-Петербург) построил с
1921
по
1941 год
8 ледоколов, в том числе «
И. Сталин
», «
В. Молотов
», в период
1956
—
1958
завод построил 10 речных ледоколов, с
1974 года
завод построил серию
атомных ледоколов
типа Арктика
.
Первым в мире ледоколом с атомной энергетической установкой стал
ледокол «Ленин»
построенный в
1959 году
, в
1974 году
были завершены ходовые испытания второго атомного ледокола —
«Арктика»
.
Конструкция ледоколов
Корпус судна обычно делается «бочкообразным», со специальным ледовым усилением в районе
ватерлинии
(«ледовый пояс»), «ледокольной» формой носовой и «М-образной» формой кормовой оконечности, а энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с
электрической передачей
.
Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии, а также возможным сжатиям в ледовых полях. Форма носа позволяет «с ходу» выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. «М-образная» в плане форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемое судно может «подталкивать» ледокол). Вместе с тем, классическая («бочкообразная») конструкция корпуса, хорошо работающая во льдах, придает ледоколу не самые лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.
Применяемая на ледоколах дизель-электрическая (или атомная турбо-электрическая) установка сама по себе обеспечивает судну высокую маневренность (на более старых ледоколах ставили
паровые машины
с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Современные отечественные ледоколы, включая и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение маневренности и живучести
пропульсивной установки
судна. Кроме того, силовая установка должна обеспечивать судну повышенную автономность, ибо при работе во льдах дозаправка практически невозможна (ледоколы с паровыми машинами не могли пройти без дозаправки всю трассу
Северного Морского пути
).
[3]
Применение ледоколов
Научно-исследовательский ледокол «
Поларштерн
»
Ледоколы применяются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы
Арктики
и
Антарктики
, эвакуации и доставки экспедиций с/на научные станции, а также (чаще всего) для прокладки судоходного пути другим судам, следующим за ледоколом.
Ледоколы внесли значительный вклад в освоение
Северного морского пути
.
Наибольшим ледокольным флотом обладают
Россия
,
США
,
Канада
,
Финляндия
,
Швеция
.
Ледоколы в России сегодня
Прогулочный
дизельный
ледокол на
реке Москва
Ледокольный флот России включает мощные
атомные ледоколы
, а также
дизельные
ледоколы.
По данным на
2011 год
, всего в России эксплуатировалось 5 атомных и 39 дизель-электрических ледоколов; один атомный ледокол «Советский Союз» находился в ремонте.
Из-за старения ледокольного флота и задержек построения новых ледоколов примерно к
2015 году
в России может возникнуть так называемая «ледовая пауза».
31 января
2007 года
в России был достроен
ледокол «50 лет Победы»
.
1 октября
2005
премьер-министр России
Михаил Фрадков
подписал распоряжение о передаче ледокола «50 лет Победы» в доверительное управление ОАО «
Мурманское морское пароходство
» до 27 августа
2008 года
. После указанной даты ледокол перешёл в управление
ФГУП «Росатомфлот»
.
Всего, по сообщениям Министерства транспорта
[
источник не указан 965 дней
]
, Россия нуждается в 6 атомных ледоколах. При этом срок строительства одного ледокола составляет около 8 лет.
Атомный ледокольный флот позволяет доставлять по
Северному морскому пути
ежегодно 5 млн тонн груза; реальный грузопоток составляет 1,2 млн тонн. Основная часть грузопотока приходится на Норильский промышленный район. В период с 2006 по 2009 год «
Норильский никель
» сформировал собственный арктический флот из нескольких крупных транспортных судов усиленного ледового класса, способных идти во льдах толщиной 1,5 метра, и практически перестал нуждаться в услугах ледоколов.
Действующие дизельные ледоколы мощностью 10 МВт и выше
Название | Год ввода в строй, страна/завод | Предполагаемый год выработки продленного ресурса | Мощность | Доп. сведения |
---|---|---|---|---|
« Тор » |
1964,
Финляндия |
н/д | 10 МВт | Принадлежит ООО «Вспомогательный флот». Работает на Балтике (на начало 2007 г.) |
« Дудинка » |
1970,
Финляндия |
н/д | 10 МВт | Принадлежит МТФ ОАО «ГМК «Норильский Никель». Работает на Енисее (на 2006 г.) |
« Ермак » |
1974,
Финляндия |
2015 | 26,5 МВт | На балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике. |
« Адмирал Макаров » |
1975,
Финляндия |
2015 | 26,5 МВт |
Принадлежит компании «Феско» ( ДВМП ). |
« Красин » |
1976,
Финляндия |
2017 | 26,5 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). |
« Капитан Сорокин » |
1977,
Финляндия |
2017 | 16,2 МВт | На балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике. |
« Капитан Николаев » |
1978,
Финляндия |
2017 | 16,2 МВт | Принадлежит ФГУП «Росморпорт». |
« Талаги » |
1979,
Канада |
н/д | 12 МВт | Куплен компанией «Роснефть» в 2003 г. для проводки танкеров. Бывший «Canmar Kigoriak». |
« Капитан Драницын » |
1980,
Финляндия |
2019 | 16,2 МВт | Принадлежит ФГУП «Росморпорт». Сертифицирован как пассажирское судно (для круизов). |
« Капитан Хлебников » |
1981,
Финляндия |
2017 | 16,2 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). |
« Магадан » |
1982,
Финляндия |
2017 | 7 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). Используется в рамках сахалинских нефтяных проектов и как портовый ледокол. |
« Владимир Игнатюк » |
1983,
Канада |
н/д | Ок. 17 МВт | Ледокол-буксир. Куплен ММП в 2003 г. Бывший «Arctic Kalvik». |
« ФЕСКО Сахалин » |
2005,
Финляндия |
н/д | 17,4 МВт | Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). Предназначен для обслуживания буровых платформ. |
Pacific Endeavour [4] |
2006, корпус —
Румыния, начинка — Норвегия |
н/д | 17,3 МВт | Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2». |
Pacific Endurance [4] |
2006, корпус —
Румыния, начинка — Норвегия |
н/д | 17,3 МВт | Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2». |
Pacific Enterprise [4] |
2006, корпус —
Румыния, начинка — Норвегия |
н/д | 17,3 МВт | Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и гонконгской Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2». |
« Владислав Стрижов » [5] |
2006, корпус —
Украина, начинка — Норвегия |
н/д | 20 МВт | Принадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения. |
« Юрий Топчев » [5] |
2006, корпус —
Украина, начинка — Норвегия |
н/д | 20 МВт | Принадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения. |
« Москва » |
2008,
Балтийский завод |
н/д | 16 МВт | Передан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике. |
« Санкт-Петербург » [6] |
2009,
Балтийский завод |
н/д | 16 МВт | Передан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике. |
Ледоколы в филателии
-
Серия
почтовых марок
СССР,
1978 год
-
Серия
почтовых марок
России,
2009 год