Ледокол | Наука и техника

Нет комментариев


Ледоко́л

— самоходное специализированное

судно

, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.

Существует два способа преодоления ледяных препятствий. А именно: путём разрезания льда острым и подкреплённым форштевнем с последующей раздвижкой образовавшейся полыньи, либо путём продавливания льда весом судна с расколом льда. Это различие непосредственно подтверждается формой корпуса и находит своё отражение в исторически закреплённом разделении судов ледового плавания на

ледоколы

и

ледорезы

. Последний из этих терминов широко применялся во время интенсивного освоения

Северного морского пути

в начале ХХ века


[1]

Содержание


История ледоколов



Колесный пароход «City Ice Boat No. 1» на реке

Делавэр

В

1837 году

в

Филадельфии

(США) был построен деревянный колесный пароход «City Ice Boat No. 1», предназначенный для колки льда в гавани.

Первым в мире ледокольным судном современного типа стал построенный в

1864 году

российский буксирный пароход «

Пайлот

»


[2]


. Он представлял собой портовый буксир с переделанной по типу

поморской лодки

носовой частью, позволявшей ломать лед собственным весом.

Во время холодной зимы 1870/1871 годов власти

Гамбурга

купили чертежи «Пайлот» и построили ледокол «Айсбрехер-1» (

нем.



Eisbrecher I


буквально — «разрушитель льда»).



Построенный в 1896 году речной «Саратовский ледокол» на

Волге

у

Саратова

.

Позже появились и другие суда подобного типа. Речной «

Саратовский ледокол

» построен в

1896 году

английской фирмой Армстронг по заказу

Рязано-Уральской железной дороги

для обеспечения действия переправы через

Волгу

у

Саратова

. Той же фирмой были построены для России ледоколы «

Байкал

» (

1899

) и «

Ангара

» (

1900

) для обеспечения работы железнодорожной переправы через

Байкал

.

Первым в мире арктическим ледоколом стал построенный на верфи

Armstrong Whitworth


«Ермак»

(

1898 год

— эксплуатировался Балтийским флотом до

1964 года

). В

1917 году

был построен «Святогор» (с

1927 года

носит имя «

Красин

», в

1942 году

в составе

конвоя PQ-15

«Красин» прошёл из исландского порта

Рейкьявик

в

Мурманск

, эксплуатировался Северным морским пароходством и Мурманским морским пароходством).


Балтийский завод

(Санкт-Петербург) построил с

1921

по

1941 год

8 ледоколов, в том числе «

И. Сталин

», «

В. Молотов

», в период

1956



1958

завод построил 10 речных ледоколов, с

1974 года

завод построил серию

атомных ледоколов


типа Арктика

.

Первым в мире ледоколом с атомной энергетической установкой стал

ледокол «Ленин»

построенный в

1959 году

, в

1974 году

были завершены ходовые испытания второго атомного ледокола —

«Арктика»

.


Конструкция ледоколов



Классическая форма корпуса арктического ледокола (Ледокол «Красин», вид с форштевня)

Корпус судна обычно делается «бочкообразным», со специальным ледовым усилением в районе

ватерлинии

(«ледовый пояс»), «ледокольной» формой носовой и «М-образной» формой кормовой оконечности, а энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с

электрической передачей

.

Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии, а также возможным сжатиям в ледовых полях. Форма носа позволяет «с ходу» выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. «М-образная» в плане форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемое судно может «подталкивать» ледокол). Вместе с тем, классическая («бочкообразная») конструкция корпуса, хорошо работающая во льдах, придает ледоколу не самые лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.

Применяемая на ледоколах дизель-электрическая (или атомная турбо-электрическая) установка сама по себе обеспечивает судну высокую маневренность (на более старых ледоколах ставили

паровые машины

с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Современные отечественные ледоколы, включая и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение маневренности и живучести

пропульсивной установки

судна. Кроме того, силовая установка должна обеспечивать судну повышенную автономность, ибо при работе во льдах дозаправка практически невозможна (ледоколы с паровыми машинами не могли пройти без дозаправки всю трассу

Северного Морского пути

).


[3]


Применение ледоколов



Научно-исследовательский ледокол «

Поларштерн

»

Ледоколы применяются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы

Арктики

и

Антарктики

, эвакуации и доставки экспедиций с/на научные станции, а также (чаще всего) для прокладки судоходного пути другим судам, следующим за ледоколом.

Ледоколы внесли значительный вклад в освоение

Северного морского пути

.

Наибольшим ледокольным флотом обладают

Россия

,

США

,

Канада

,

Финляндия

,

Швеция

.


Ледоколы в России сегодня



Прогулочный

дизельный

ледокол на

реке Москва

Ледокольный флот России включает мощные

атомные ледоколы

, а также

дизельные

ледоколы.

По данным на

2011 год

, всего в России эксплуатировалось 5 атомных и 39 дизель-электрических ледоколов; один атомный ледокол «Советский Союз» находился в ремонте.

Из-за старения ледокольного флота и задержек построения новых ледоколов примерно к

2015 году

в России может возникнуть так называемая «ледовая пауза».

31 января


2007 года

в России был достроен

ледокол «50 лет Победы»

.


1 октября


2005

премьер-министр России

Михаил Фрадков

подписал распоряжение о передаче ледокола «50 лет Победы» в доверительное управление ОАО «

Мурманское морское пароходство

» до 27 августа

2008 года

. После указанной даты ледокол перешёл в управление

ФГУП «Росатомфлот»

.

Всего, по сообщениям Министерства транспорта



[

источник не указан 965 дней

]



, Россия нуждается в 6 атомных ледоколах. При этом срок строительства одного ледокола составляет около 8 лет.

Атомный ледокольный флот позволяет доставлять по

Северному морскому пути

ежегодно 5 млн тонн груза; реальный грузопоток составляет 1,2 млн тонн. Основная часть грузопотока приходится на Норильский промышленный район. В период с 2006 по 2009 год «

Норильский никель

» сформировал собственный арктический флот из нескольких крупных транспортных судов усиленного ледового класса, способных идти во льдах толщиной 1,5 метра, и практически перестал нуждаться в услугах ледоколов.


Действующие дизельные ледоколы мощностью 10 МВт и выше

Название Год ввода в строй, страна/завод Предполагаемый год выработки продленного ресурса Мощность Доп. сведения
«

Тор

»
1964,

Финляндия

н/д 10 МВт Принадлежит ООО «Вспомогательный флот». Работает на Балтике (на начало 2007 г.)
«

Дудинка

»
1970,

Финляндия

н/д 10 МВт Принадлежит МТФ ОАО «ГМК «Норильский Никель». Работает на Енисее (на 2006 г.)
«

Ермак

»
1974,

Финляндия

2015 26,5 МВт На балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике.
«

Адмирал Макаров

»
1975,

Финляндия

2015 26,5 МВт Принадлежит компании «Феско» (

ДВМП

).
«

Красин

»
1976,

Финляндия

2017 26,5 МВт Принадлежит компании «Феско» (ДВМП).
«

Капитан Сорокин

»
1977,

Финляндия

2017 16,2 МВт На балансе ФГУП «Росморпорт». Работает на Балтике.
«

Капитан Николаев

»
1978,

Финляндия

2017 16,2 МВт Принадлежит ФГУП «Росморпорт».
«

Талаги

»
1979,

Канада

н/д 12 МВт Куплен компанией «Роснефть» в 2003 г. для проводки танкеров. Бывший «Canmar Kigoriak».
«

Капитан Драницын

»
1980,

Финляндия

2019 16,2 МВт Принадлежит ФГУП «Росморпорт». Сертифицирован как пассажирское судно (для круизов).
«

Капитан Хлебников

»
1981,

Финляндия

2017 16,2 МВт Принадлежит компании «Феско» (ДВМП).
«

Магадан

»
1982,

Финляндия

2017 7 МВт Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). Используется в рамках сахалинских нефтяных проектов и как портовый ледокол.
«

Владимир Игнатюк

»
1983,

Канада

н/д Ок. 17 МВт Ледокол-буксир. Куплен ММП в 2003 г. Бывший «Arctic Kalvik».
«

ФЕСКО Сахалин

»
2005,

Финляндия

н/д 17,4 МВт Принадлежит компании «Феско» (ДВМП). Предназначен для обслуживания буровых платформ.

Pacific Endeavour



[4]

2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д 17,3 МВт Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».

Pacific Endurance



[4]

2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д 17,3 МВт Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».

Pacific Enterprise



[4]

2006, корпус —

Румыния, начинка — Норвегия

н/д 17,3 МВт Принадлежит «Приморскому морскому пароходству» и гонконгской Swire Pacific. Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках проекта «Сахалин-2».
«

Владислав Стрижов

»


[5]

2006, корпус —

Украина, начинка — Норвегия

н/д 20 МВт Принадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения.
«

Юрий Топчев

»


[5]

2006, корпус —

Украина, начинка — Норвегия

н/д 20 МВт Принадлежит компании «Севморнефтегаз». Предназначен для обслуживания буровых платформ в рамках освоения Приразломного месторождения.
«

Москва

»
2008,

Балтийский завод

н/д 16 МВт Передан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике.
«

Санкт-Петербург

»


[6]

2009,

Балтийский завод

н/д 16 МВт Передан ФГУП «Росморпорт» для работы на Балтике.


Ледоколы в филателии

  • Серия

    почтовых марок

    СССР,

    1978 год

  • Ледокол «Арктика»


  • Ледокол «Ленин»


  • Ледокол «Адмирал Макаров»


  • Ледокол «Василий Прончищев»


  • Ледокол «Капитан Белоусов»


  • Ледокол «Москва»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи