Экскаватор | Наука и техника

Нет комментариев


Экскава́тор

(от

лат.



excavo


— «долблю») — основной тип землеройных

машин

оснащённых

ковшом

. Основным назначением является разработка и извлечения мягких (

земля

,

песок

и др.) и жёстких (

железная руда

,

гранит

и пр.)

горных пород

в

карьере

при

вскрыше

, или добыче ископаемых руд. Экскаватор также применяется при рытье

котлованов

на стройках, или

отвалах

. Конструктивно экскаваторы состоят из рабочего, ходового и силового оборудования. Рабочее место экскаватора называют —

забоем

.



Экскаватор в карьере

Содержание


Классификация экскаваторов


По типу ходовой

  • Гусеничные экскаваторы
  • Шагающие
  • Пневмоколесные
  • Рельсовые
  • Плавающие


По принципу работы

  • Экскаваторы циклического действия (

    одноковшовый экскаватор

    (в направлении зуба ковша экскаватора), рабочее оборудование:

    драглайн

    , прямая лопата, обратная лопата, грейфер)
  • Экскаваторы непрерывного действия (

    многоковшовый

    , роторный, фрезерный)
  • Экскаваторы-погрузчики (

    погрузчики

    — cамая универсальная землеройная машина, являющая собой две строительные машины в одной)


По эксплуатационному предназначению

  • Карьерные
  • Вскрышные
  • Строительные
  • Добывающие


По силовому оборудованию

  • Электрические
  • Дизельные
  • Гидравлические
  • Комбинированные


История

Официально идея создания землеройной машины принадлежит

Леонардо да Винчи

, он ещё в начале XVI века разработал схему прототипа современного экскаватора-драглайна. Известен набросок чертежа грейфера для землечерпалки, созданный да Винчи в 1500 году, позднее Леонардо принимал участие в прокладке каналов в Миланской долине при помощи своего изобретения. Но есть свидетельства того, что ранее, в 1420 году, в венецианском издании «Кодекс Джованни Фонтана» был опубликован текст с упоминанием землеройной машины, использовавшейся для углубления дна каналов и расширения морских гаваней.

Ещё некоторое время

Италия

, а именно

Венеция

, активно развивала экскаваторное дело — машины были необходимы для очистки венецианских каналов. Далее изобретение развивали во Франции и Америке.

Активное строительство железнодорожных полотен в 30-х годах XIX века и нехватка рабочих сподвигла американца Отиса в 1832—1836 годах изобрести первый одноковшовый экскаватор. Позднее появились многоковшовые экскаваторы, или

абзетцеры

, которые имели огромные размеры и передвигались по рельсам, выкапывая желобы породы. С ними работало множество специальных машин, среди которых заметен путепередвигатель, передвигавший многочисленные рельсы экскаватора.

В Советском Союзе с начала 1960 годов на добыче фосфоритов в

Лопатинском руднике

работало три абзетцера, два из которых немецкого производства (Bukau ES-400-20/8, Takraf Ers 710). На данный момент все три машины не функционируют и проданы на утилизацию, в руднике работает лишь один маленький абзетцер (ЭШ-11/70), добывающий фосфориты в ограниченных количествах.


Изображения


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи