Как строят дороги в Китае | Наука и техника

Как строят дороги в Китае

развернуть
750 метров в час – с такой скоростью сегодня строятся в Китае новые дороги. Как случилось «китайское дорожное чудо» и чем нам может помочь опыт соседей?
  • ИЗ НИОТКУДА
    Полвека назад Китай был одной из самых отсталых стран по протяженности дорог с твердым покрытием. Правительство КНР считало, что есть более важные задачи… Ситуация стала меняться лишь в 80‑е годы, когда пришло понимание: без современной дорожной инфраструктуры дальше нельзя. Появился даже лозунг: «Если мы хотим разбогатеть, нужно сначала строить дороги». В это время правительство приняло первый план создания сети государственных скоростных автомагистралей и были разработаны соответствующие стандарты качества. Определились с источниками финансирования строительства (средства госбюджета, местных бюджетов, сбор за обслуживание дорог, дополнительные пошлины при покупке машины, акцизы на топливо). С 1985 года все это оформили отдельными законами (у нас многие организационные проблемы не решены по сей день). Тогда же государство разрешило вводить сборы за проезд по шоссе высокого класса для возвращения кредитов на строительство.
    Первую скоростную дорогу, Шанхай – Цзядин (18,5 км), открыли в 1988 году, после чего прокладка подобных трасс понеслась по нарастающей. Уже за первое десятилетие Китай достиг в дорожном строительстве таких результатов, на которые у Европы и США ушло более полувека! Сооружение скоростных шоссе подтянуло уровень всего дорожного строительства, позволило отсталой отрасли, где основными средствами производства были лопата, тачка, ручной каток и миллионы низкооплачиваемых рабочих, выйти на современный уровень. Появились серьезные производители дорожной техники.
    Строительство скоростных дорог продолжается и сейчас, причем прежними фантастическими темпами. К началу ХХI века их протяженность превысила 10 тысяч км. В 2002 году – уже 20 тысяч, а в 2008‑м – 60 тысяч км! К концу 2013 года общая длина автомобильных дорог превысила 4,1 млн км, включая 104,5 тыс. км скоростных магистралей. Согласно Программе развития транспорта на 12‑ю пятилетку (2011–2015 гг.) в ближайшие годы в Китае будет сформирована сеть скоростных дорог, которая свяжет все регионы и практически все города с населением свыше 200 тысяч человек. Уже сегодня в Китае 300 тысяч мостов (тысяча из них – длиной более километра). По количеству современных дорог страна вышла на второе место в мире, а все скоростные трассы были построены за 20 лет!

    Весь Китай покрыт сетью скоростных платных дорог, некоторые из них не имеют бесплатной альтернативы. Водители платят, но не жалуются: ведь можно быстро доехать до любой точки страны!

  • СЕКРЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
    Ничего нового китайцы не изобрели. Правительственные и региональные институты планируют, как должна расти транспортная сеть – с учетом развития экономики, направления грузо- и пассажиропотоков, роста числа автомобилей. В стране много денег, в том числе и свободных – тех, что можно направить на создание современной инфраструктуры. Риторический вопрос: почему так не сделали в России, когда страну буквально заливали нефтедоллары? В 2005–2010 годах инвестиции на создание сети национальных скоростных автомагистралей в Китае составляли 17–18 млрд долларов США в год, а сейчас, когда основные артерии уже введены в строй, тратят по 12 млрд ежегодно.
    Федеральные или местные власти полностью контролируют строительство, но ведется оно, как правило, на деньги подрядчика. А государство или правительство региона заплатит ему только после того, как вся работа будет выполнена, причем именно в рамках той суммы, которая прописана в договоре. Высокие темпы – прямой результат такой системы: строители хотят вернуть вложенные деньги как можно быстрее. При этом не в ущерб качеству: оговоренный срок службы дорог, как правило, не менее 25 лет.
    ДЕНЬГИ НА СТОЛ
    Большинство дорог в Китае бесплатные. Есть и платные дороги двух типов: государственные (построены за счет бюджета) и коммерческие (сооружены за счет собственных или заемных средств компаний). Для простого автомобилиста никакой разницы между ними нет, но по закону государственная дорога должна стать бесплатной после 15 лет эксплуатации, а коммерческая – через 25 лет. Плата для легковых автомобилей – от 0,25 до 0,6 юаня (1,3–3,3 рубля) за 1 км, в зависимости от времени суток, сезона и т. д. Для грузовых автомобилей – от 3 до 7 рублей, что не сильно отличается от европейских тарифов. Но есть два отличия от Европы или соседней Японии. Во‑первых, в городах все дороги бесплатные, даже если это футуристические шестиуровневые развязки, как в Шанхае. А в том же Токио въезд на многоуровневый городской фривей – платный. Во‑вторых, не всегда есть бесплатная альтернативная дорога, причем в таких случаях каждый раз принимается отдельное решение на уровне правительства.
    Я много ездил по китайским дорогам. Честно говоря, встречаются среди них и старые, разбитые, особенно на севере страны. Но новые дороги, развязки, мосты, а также темпы их строительства потрясают. Порою и местность не узнается: помню же, что в прошлом году вот здесь было чистое поле и стояли какие-то халупы, – а сегодня проходит скоростная магистраль, причем на втором уровне, и строятся новые развязки…
    Больше всего впечатлил мост Дунхай, построенный три года назад. Когда смотришь на карту, возникает чувство, что он ведет в никуда и обрывается в открытое море. Но все не так. Шанхайский порт, крупнейший в мире по обороту, расположен в мелководном устье реки Янцзы и не может принимать современные огромные танкеры и контейнеровозы. Чтобы решить эту проблему, на маленьком острове Яньшань построили новый порт – именно для таких судов. И соединили остров с материком мостом длиной 32,5 км. Фантастическое сооружение! Шесть – восемь полос для движения, отличное покрытие, освещение… Едешь словно в открытом море! Так вот, Дунхай построили всего за три года! И это не самый длинный мост в Китае: в провинции Шаньдун есть мост через залив Цзяочжоу длиной 36,5 км. И для справки: семь из десяти самых длинных мостов в мире находятся именно в Китае.

    20‑миллионный Шанхай достаточно успешно решает свои транспортные проблемы. Главный «секрет фирмы» – строить как можно больше новых дорог и развязок.

  • БРАТЬЯ – НАВЕК?
    Как нам может пригодиться китайский опыт? Что можно сделать вместе, чтобы победить первую извечную российскую беду?
    Ряд совместных проектов уже воплощается в жизнь: например, строятся новые пограничные переходы на российско-китайской границе, автомобильные дороги, ведущие к ним. Запланировано сооружение двух мостов через Амур: Благовещенск – Хайхэ (уже есть проект) и в Забайкальском крае, у села Покровка. Работать будут и китайские, и российские компании. Крупнейшие дорожно- строительные корпорации Поднебесной очень интересуются возможностью участвовать в наших главных инфраструктурных проектах – по сооружению ЦКАД в Московском регионе, новой скоростной трассы Западная Европа – Западный Китай (для них это важнейшее транзитное направление!). И главный объект, на который нацелились в последние месяцы как минимум две ведущие китайские компании, – строительство моста через Керченский пролив. Как только стало известно об этом проекте, в Керчь сразу прибыла большая делегация китайских экспертов. Да и мне не просто так показывали мост Дунхай!
    – Китайские партнеры хотели бы вложить в развитие нашей транспортной инфраструктуры в течение пяти лет около пяти триллионов рублей, и я считаю, что у нашего сотрудничества очень хорошие перспективы, – уверен министр транспорта РФ Максим Соколов. – Уже удалось договориться с партнерами по ряду ключевых вопросов. Во‑первых, на всех этапах будут вместе работать российские и китайские компании. Во‑вторых, в совместные проекты готовы инвестировать китайские банки и фонды, причем напрямую, в юанях и рублях. В‑третьих, есть поддержка на самом высоком уровне и с нашей стороны, и с китайской.

    32‑километровый мост Дунхай соединяет Шанхай с новым глубоководным портом на острове Яньшань.

  • Похоже, строительство моста через Керченский пролив может стать первым, но очень серьезным совместным проектом. Судите сами: в сложных условиях нужно построить мостовой переход длиной 19 км, который пройдет по дамбе через остров Тузла до Керчи. Таманский полуостров, Тузлу и крымский берег соединят два пролета двухъярусного совмещенного автомобильно-железнодорожного моста – длиной 1,4 и 6,1 км. А еще для подхода к мосту надо будет построить как минимум 40 км автодорог на Тамани, 8 км шоссе в Керчи, 17 км железных дорог… Мост будет служить и опорой для водоводов. Увы, у нас опыта сооружения объектов такого масштаба нет. Европейские компании тут не помощники – в Крым они не пойдут, чтобы не попасть под санкции. А китайцам опыта не занимать: они сейчас строят самый-самый длинный мост в мире: Макао – Гонконг. Его длина 58 км.
    Кстати, в среднем строительство 1 км четырехполосной автострады в Китае обходится в 2,9 млн долларов. У нас – около 7 млн долларов, но сюда входят средства на выкуп земли, перенос коммуникаций и прочие расходы, которые тянут на 40–50% общей суммы. Так что цены сопоставимы. Только почему-то на выходе разные результаты: у нас в год строят чуть больше 600 км дорог, а в Китае – до 10 000 км! Правда, в КНР в дорожное строительство вкладывали до 4% ВВП, а у нас – лишь 1%… Вот и получается, что ныне общая длина дорог с твердым покрытием в Китае в 4,5 раза больше, чем в России. А ведь еще 30 лет назад китайцам было нечем хвастаться. Может, через несколько десятилетий они подтянут дороги и у нас?

Источник: www.zr.ru
 
 

Ключевые слова: главная, новость
Опубликовал igor m, 04.09.2014 в 09:35
15

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
в Греции усё есть
в Греции усё есть 26 работать надо Текст скрыт развернуть
виктор катков
виктор катков 126 Сотрудничество с Китаем России необходимо. И ряд законов о воровстве и спекуляции перенять бы. Но лоббисты от криминала в Думе будут всячески этому препятствовать. Будут утверждать, что только наша "воровская" система и преступная бесконтрольность лучшие в мире. А Китайцы умеют совмещать (несовместимое для России) качество и честность. А так как в России честность и качество (в общем) явления не совместимые, то считаю разумным России войти в состав Китая на правах союзной республики с полным принятием Уголовного Кодекса КНР. ХОРОШО БЫ. Текст скрыт развернуть
Роман Ударцев
Роман Ударцеввиктор катков 609 Не, расстрел на площади взяточников это круто. Спору нет. Но готовы ли Вы работать как китаец? Сомневаюсь... Очень сомневаюсь... Они пашут так, что нашим и не снилось. Часов по 18-20 в сутки. Когда китаец поест он моментально вырубается потому что организм не справляется с двумя задачами сразу: есть и ходить. Текст скрыт развернуть
Евгений Потапов
Евгений Потапов 85 у них есть важное преимушество перед нами у них бюрократов за плохую работу могут и растрелять ну уж за взятки и откаты точно Текст скрыт развернуть
виктор катков
виктор катков 126 Почему не хотите печатать мои комментарии? Слабо ответить или они настолько не соответствуют духу спекулянтов и воров? Текст скрыт развернуть
Алексей Кириков
Алексей Кириков 607 У китайцев стоит 1 км -2,9 ,а у нас 7!!!)))...Кажется этим все сказано!)))))))) Текст скрыт развернуть
Роман Ударцев
Роман УдарцевАлексей Кириков 609 а сколько китайцев сдохнет на этом строительстве не думали? Текст скрыт развернуть
Алексей Кириков
Алексей КириковРоман Ударцев 607 Нет, не думал, я же не дурак!)))..Если китайцы умирают сейчас где то,то не строители и рабочие!)))...Ты живешь позавчерашним днем))) Текст скрыт развернуть
Роман Ударцев
Роман УдарцевАлексей Кириков 609 По мне так полный. Если думаете что дешевизна рабочей силы на цену не влияет)) Текст скрыт развернуть
Алексей Кириков
Алексей КириковРоман Ударцев 607 Я тебя не оскорблял вроде))).Но если так...то идиот только ты!))) Дешовая рабочая сила не строит такие высококачественные сооружения!)))..Это строят высококласные специалисты, а не твои знакомые алкаши!))
Извени-ты сам напросился)
Текст скрыт развернуть
alek5838 Алексеев
alek5838 Алексеев 275 жуть. лучше расселение городов . Город = концлагерь для рабов. Текст скрыт развернуть
Роман Ударцев
Роман Ударцевalek5838 Алексеев 609 Вы из огорода пишете или из города? Текст скрыт развернуть
Роман Ударцев
Роман Ударцевalek5838 Алексеев 609 Ниче так, если 90% передохнет если от городов отказаться? Текст скрыт развернуть
Алексей Анисин
Алексей Анисин 56 Растрелять бы человек пять, сразу бы убавилось воровство. Текст скрыт развернуть
Роман Ударцев
Роман УдарцевАлексей Анисин 609 Зачем Вы так грубо и сразу) Хотя я с Вами согласен)) Текст скрыт развернуть
Роман Ударцев
Роман Ударцев 609 Проще Одессу и Херсон завоевать, нежели строить мост. Впрочем, мост нам тоже пригодится. Текст скрыт развернуть
Lampochka
Lampochka 135 Китайцы везде успеют Текст скрыт развернуть
Инна
Инна 61 Ну, если мост будут строить китайцы, то и построят быстрее и наши не попилят деньги на мост - выйдет дешевле. Давно надо было не на Запад смотреть, а на Восток. Текст скрыт развернуть
Дмитрий
Дмитрий 51 Надо самим научиться строить, создать дорожные строительные спецбригады - где собрать лучших строителей, вовлекать талантливую молодежь из дорожных институтов - и меньше бюрократии и жажды отжать для себя из бюджета, дороги - артерии страны, можно серьезно улучшить развитие регионов создав там дорожную инфраструктуру. Поначалу можно учиться у западников и у китайцев, не плохо начать применить нано-добавки от Роснано для верхнего слоя дороги, для уменьшения температурной амплитуды полотна и увеличения износоустойчивости дорожного полотна. Текст скрыт развернуть
Показать новые комментарии
<< Назад Вперед >>
Комментарии с 1 по 20 | всего: 23
Комментарии Facebook



Поиск по блогу




Последние комментарии