Как делают баяны | Наука и техника

Нет комментариев

Без сомнения, этот музыкальный инструмент, несмотря на свою относительную молодость, самый упоминаемый в интернете.

Редакция в количестве одного человека, терзаемая вопросом: «Сложно ли порвать баян?», отправилась на родину российского оружия, пряника и самовара, в гости на предприятие «Тульская гармонь».
  • Первые гармони появились в России в начале девятнадцатого века и, благодаря оригинальному звучанию и внешней привлекательности, быстро стали популярными. Количество мастеров гармонного дела выросло настолько, что промысел по их изготовлению стал в Туле вторым по значимости.

  • В 1870 году Николай Иванович Белобородов, стараясь расширить музыкальные возможности инструмента, изготавливает двухрядную гармонь с полной хроматической гаммой, включающей не только семь основных нот, но и пять полутонов.

  • Так как все частные фабрики в дореволюционной России были основаны на надомном производстве, и не годились для преобразования в промышленные предприятия, в 1930 году в Туле начинается строительство гармонной фабрики, на которой через несколько лет было налажено серийное производство.

  • В былые советские времена этот самый крупный в союзе завод выпускал 5 000 баянов и аккордеонов в месяц, теперь же только 300. Самая дешевая модель — одноголосая однорядная сувенирная гармонь стоит 5 000 рублей, а концертный многотембровый четырехголосый баян 420 000 (я не ошибся в нулях), ученические от 25-ти.

    — Так все-таки, сложно ли порвать баян? — спрашиваю я у главного инженера.

    — Ну, тут все от количества зависит, но, к слову, если на инструмент пролить стакан водки, то он испортится. Меха размокнут и порвутся в итоге. Гармонисты, например, не любят в Китай на гастроли ездить — баян через неделю разбухает от влажности, если сделан не из выдержанной пять лет древесины.

    — А порванные пополам приносят чинить?

    — Нет, ни разу не было.

    — На новый год, восьмое марта играете на работе когда празднуете?

    — За столом нет, бывает приглашаем коллектив какой, они выступают.

    — Играть, естественно, все сотрудники умеют?

    — Зачем? Далеко не все, тут же технология производства важна, но на проверке и настройке, конечно, играют.

  • На заводе три цеха: столярный, слесарный и сборочный. Удивительно молодой главный конструктор водит нас по этажам. В моем представлении он должен был быть, как минимум, стариком.

    — Сколько нужно времени, чтобы спроектировать новую модель?

    — Если использовать готовые детали — месяц.

    — Так быстро?

    — А что тут сложного? Если разобраться, баян — вещь достаточно простая.

  • Столярка — чисто мужской цех.


  • По традиции, баяны отделываются целлулоидом. Все модели выглядят классически. Никакого кевлара, полированного алюминия и карбона — звук будет не тот. «Модники» же привозят корпуса из Италии, они интереснее, и уже здесь вставляют наши внутренности «потому, что тульский звук еще никто не отменял».

  • Сначала целлулоид отмачивают в ацетоне.

  • Затем, когда он станет мягким, обтягивают детали и полируют.

  • За этими обрезками советские тульские мальчишки специально ходили на фабричную помойку и, добавив к ним тюбик из под зубной пасты, получали отличную ракету. Московские же были вынуждены тратить деньги на целлулоидные пеналы и теннисные шарики для дымовушек. Вот сейчас пишу и расстраиваюсь, что не прихватил с собой пару листов. Дочке бы показал мастер-класс, а то нынче китайскую петарду купить проще, чем самому что-то сделать.

  • Все детали собственного производства

  • Изготовление баяна на 95% ручной труд. Единственная деталь, где используется станок с ЧПУ — декоративная решетка.

  • Высококлассные мастера работают в отдельных помещениях, среди красного дерева и самодельных рубанков, а не в общем цехе.

  • Считается, что по-настоящему хороший баян собирается одним мастером. Это модель с семью подбородочными регистрами — кнопками, расположенными сверху и нажимаемыми в процессе игры не руками.

  • Так изготавливается кусковая голосовая планка.

  • Именно она и издает звук.

  • Баян относится к язычковым музыкальным инструментам. Проходя через отверстия, воздух колеблет металлические планочки.

  • Каждая настройщица сидит в отдельной кабинке

  • На кусковую голосовую планку из трубок подается воздух, встроенный в стенд микрофон фиксирует частоту

  • Компьютер сообщает о погрешности. Далее кончик язычка легким прикосновением надфиля спиливается на ничтожную часть, меняется его вес, а значит и звук.

    — А если слишком сильно спилить? — спрашиваю у настройщика.

    — Тогда спиливаешь язычок ближе к началу и так по кругу.

  • Но в финале, когда баян собран целиком, его все равно настраивает мастер уже на слух.

  • На сборку одного полукорпуса уходит минимум 3-4 недели, каждая работница собирает свой от начала и до конца

  • Левый полукорпус содержит 2000 деталей.

  • — Целый месяц собираете! Потом его, наверное, видеть не можете?

    — Что вы! Мы переживаем, к настройщику заходим, узнаем, не хочется чтобы потом на переделку возвращался.

  • Все, что имеет 2 ряда клавиш — гармонь, у бояна 3-5 рядов, аккордеон с клавишами как на рояле. В Европе еще встречается кнопочный аккордеон, который внешне от баяна неспециалисту не отличить.

  • Расписывание и нанесение логотипа. Названия всех моделей — кириллические.

  • — Рисунки отличаются от настроения?

    — Конечно, я ж не машина.

    — Хочется, наверное, какой-нибудь свой узор придумать?

    — Так я и придумываю иногда, я здесь уже шесть лет работаю.

    Присматриваюсь к ромашкам, действительно, все разные.

  • Последний этап — упаковка. Баян протирается и укладывается в чехол. Все.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *